МУЗЫКА И МОЗГ
Учеными доказано, что любая музыкальная деятельность просто волшебным образом влияет на развитие мозга и нервной системы ребенка.

В этой статье я расскажу о зонах и функции мозга, которые активно работают, когда ребенок поет, слушает музыку и играет на любых музыкальных инструментах.

Автор статьи Мария Шаро' - певица, композитор и автор методики OTTO NOTE
1. Начнем с развития слуха!
Не только музыкального, но и в целом слухового внимания, которое важно для любого обучения и восприятии информации на слух.

Во время занятий музыкой у ребенка активизируется центральный отдел слухового анализатора, расположенный в височных долях коры головного мозга - зона Вернике. Он обеспечивает понимание речи.
На сегодняшний день у детей часто существует трудности с восприятием информации на слух, потому что они с рождения смотрят много мультиков и видео, и автоматически больше развивается именно визуальный канал восприятия информации.
И слух - это важнейшая функция мозга, которую помогает развивать музыка.
2. Развитие речевых центров мозга
Голос, слух, артикуляция, дыхание - имеют одни основы для речи и для певческого голоса

В нижней лобной доле головного мозга находится участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей - зона Брока, являющийся зоной речедвигательных органов.

Пение напрямую помогает в развитии речи ребенка, способствует правильному звукопроизношению, артикуляции и помогает исправить многие речевые дефекты.
Также пение помогает развивать важнейшую часть - это выразительность речи, умение говорить так, чтобы слышали, умение выступать на публике, что важно для любой профессии в будущем. А еще происходит естественное расширение словарного запаса ребенка.
3. Моторика и координация
Детям очень полезно играть на любых музыкальных инструментах!
Игра на любых инструментах, танцы, ритмика требуют координации движений и активизируют моторные центры мозга.

Интересный факт: Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая и стимулируя моторику пальцев, развивается речь! Именно поэтому детям полезны пальчиковые гимнастики. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека.
4. Память
Изучение слов и мелодии песен, нот, правил, ритма - всей музыкальной грамоты, сольфеджио является отличной тренировкой памяти!

Особенность современного мира - что можно найти в интернете любую информацию, и людям нет необходимости запоминать телефоны, даты, события, информацию. Это приводит к потере этой важной функции мозга!

Интересный факт: Музыка продлевает молодость мозга! Ученые-нейрофизиологи удивили всех выводом, что по скорости реакций мозг пожилых музыкантов не только превосходит мозг их ровесников, но и сравним с реакциями молодых людей, которые только начинают заниматься музыкой.
  • М. С. Казиник
    искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, просветитель
    Мнение музыканта:
    "Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии - начинайте не с физики и не с математики, начинайте с музыки"
Слух, речь, моторика, координация, память - а что еще?
5. Логика, сообразительность
Изучение музыкальных теорий и правил, а также создание музыкальных композиций требуют логического мышления и развивают этот центр мозга.

Только представьте: 5 линеек, на них много разных нот, ребенок учится автоматически их читать, понимать, узнавать ритмы, а ритмы - это же математические дроби! Также учится понимать интервалы, аккорды, читать одновременно разные ноты в 2 музыкальных ключах, слышать и сравнивать звуки, тембры... Музыкальная грамота - это сплошная математика и логика!
6. Эмоции и чувства
Музыка оказывает сильное влияние на наши эмоции и чувства, поэтому ее прослушивание и создание способствуют активации этого центра мозга.

Музыка - это эмоция, воплощенная в звуках. Она может вызвать радость, грусть, волнение, вдохновение и многое другое. Это происходит благодаря способности музыки влиять на различные аспекты нашего сознания и физиологии.

Кроме того, музыка способна стимулировать выделение гормонов, таких как эндорфины, серотонин и окситоцин, которые отвечают за наше эмоциональное состояние и благополучие. Многие люди прибегают к музыке в качестве способа регулирования своего настроения и эмоций.
7. Внимание и концентрация
Отсутствие внимания является одной из основных проблем современных детей. Психологи ввели понятие "клипового мышления", а тик-токи и рилсы увеличивают переизбыток информации, из-за чего дети испытывают трудности с фокусировкой на одной задаче или событии.

Занятия музыкой требуют высокой сосредоточенности и внимания, поэтому позволяют тренировать эти навыки.
8. Творческое мышление, креативность
Занятия музыкой развивают креативность и воображение.

Активно развивается фантазия, воображение, умение находить выход из нестандартных ситуаций, творить, импровизировать, действовать не по шаблонам.
9. Социальное взаимодействие и коммуникативность
Музыка объединяет людей и способствует развитию социальных навыков.

Независимо от культурных или языковых различий, музыка может быть понятной и доступной для всех. Когда люди наслаждаются музыкой вместе, они могут чувствовать себя ближе друг к другу и легче общаться.
Музыкальные инструменты и хоровые группы требуют сотрудничества и слаженной работы в команде, что способствует развитию навыков сотрудничества и коммуникации.