Как легко и быстро выучить ноты с ребенком
Меня зовут Мария Шаро, я автор методики OTTO NOTE, педагог, певица, композитор, методолог и предприниматель.

Я разработала инновационную методику обучения детей музыке в приключениях семейки 8 нот, и на это мне понадобилось более 9 лет!

Уникальность этой методики в том, что все музыкальные правила, термины, упражнения я перевела на понятный детям язык игры и приключений!

В этой статье я расскажу о том, как легко и просто выучить с детьми ноты на примере моей методики.

Автор статьи Мария Шаро' - певица, композитор и автор методики OTTO NOTE
Ох уж это сольфеджио…

У многих детей при обучении в музыкальной школе сложности возникают именно с предметом сольфеджио. И многие дети бросают музыку именно потому, что не могут понять все эти правила, диктанты, сложные слова.

Но знаете ли вы, что дети в этом не виноваты?
Дело в том, что вся музыкальная грамота основана на абстрактной системе - какие-то странные точки, линейки, палочки, хвостики. Ребенок не может увидеть в реальности, потрогать эти символы и значения.

У детей преобладает образное мышление, а абстрактное формируется только к 14 годам.

В результате, во-первых, процесс изучения музыкальной грамоты занимает много времени, а во-вторых, ребенок в этом скучном процессе часто теряет интерес к музыке и вспоминает обучение как страшный сон.
И основная сложность - не просто запомнить, на какой линейке какая нота пишется, а научиться слышать и точно петь высоту ноты, которая нарисована, а также играть на инструментах. В музыке это называется “читать с листа”, когда незнакомая мелодия исполняется голосом или на инструменте только по нотной записи, без предварительного разучивания.

И здесь нужны несколько сложнейших навыков: внутренний слух, быстрое и автоматическое чтение нот глазами и огромное внимание. Это очень сложная работа для мозга!
А по методике OTTO NOTE маленькие дети 4-7 лет легко схватывают именно этот сложнейший навык - не просто опознавания нот на линейках, а именно “чтения и игры с листа” простых мелодий. И делают это с большим удовольствием, потому что они играют не по черным ноткам, а видят на линейках лица любимых героев.

Это достигается за счет использования правополушарного способа обучения детей музыке - с помощью ярких и понятных детям образов.

В моей методике OTTO NOTE для каждого музыкального правила есть своя сказочная история.


Я превратила скучные музыкальные правила в увлекательную игру и сказку, которая происходит в стране Музыкальменте, где живет сказочная нотная семья: дедушка До, бабушка Ре, мама Ми-Ми, папа Фа, девочка Соль, мальчик Ля, собачка Си-Си и котенок Доль.


Я также придумала вместо ритмов и длительностей историю с семьей тучек, а вместо музыкальных интервалов у нас друзья нотной семейки: черепаха Квинта, птичка Секунда и даже злой Тритон.

В результате дети легко обучаются к музыке, с огромным интересом и желанием! Ведь это не просто учеба, а увлекательный образовательный сериал!

Мария Шаро' - певица, композитор и автор методики OTTO NOTE
А сейчас расскажу более подробно, как происходит обучение
1
Итак, мой первый шаг, чтобы выучить ноты - это создать первое звено ассоциативной цепочки:

герой = нота

Ребятам так нравится веселая семейка, что они справляются с этим шагом за 1 -2 занятия.
2
Второй шаг - это к героям мы добавляем образы цветных нот. Эта система используется во всем мире, и я также включила ее в методику. На этом шаге добавляется еще одна ассоциация:

герой = нота = цвет, закрепленный за нотой
3
Третий шаг - мы добавляем специальную пальчиковую гимнастику и движения для каждого героя, и у нас появляется еще одно ассоциативное звено:

герой = нота = цвет = движение
4
Четвертый шаг - это расположение нот на нотном стане - "нотной станции". Важный момент, что мы используем крупный нотный стан и ноты, которые гораздо проще воспринимаются детьми. Мы прорисовываем все песенки и упражнения по нашей методике, и ребята с удовольствием по ним поют, сольфеджируя (при пении называя ноты), и играют на тональных колокольчиках и фортепиано.

Возникает еще одна ассоциация:

герой = нота = цвет = движение = клавиша на клавиатуре или цветной колокольчик

5
Пятый шаг - это у каждого героя есть своя особая песенка, при помощи которой мы отрабатываем точную интонацию ноты при пении. Наша ассоциативная цепочка опять растет:

герой = нота = цвет = движение = клавиша на клавиатуре или цветной колокольчик = звук и голос

После того, как сформирована эта ассоциативная цепочка, мы соединяем в ней разные элементы и в играх отрабатывает скорость и внимание ребят при чтении и исполнении нот.


И самое самое главное: дети обожают играть с нотками, для них это не банальное и скучное сольфеджио, а увлекательные приключения семейки 8 нот!